Дневник по учебной/производственной практике
Педагогический дневник - это рабочий документ студента. В нем планируется педагогическая организаторская деятельность студента, деятельность детского коллектива, раскрывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день в школе и отдельные педагогические ситуации, делаются выводы, обобщения, намечаются педагогические перспективы.
Педагогический дневник предназначен также для накопления современных методических материалов, используемых в работе школы, где студент проходит практику или где проводятся лабораторные занятия. Ценно для будущего учителя многое: планы работы классного руководителя и предметных кружков, планы воспитателя ГПД; новые дидактические средства, используемые учителями; различные средства контроля; педагогические находки в оформлении кабинетов, новые формы внеурочной работы и т. п. Систематический сбор подобного материала позволит молодому учителю заложить основы своей педагогической лаборатории, которая в будущем будет развиваться, пополняться и обогащаться.
Педагогический дневник выступает и как средство связи теории с практикой. На учебных занятиях по педагогическим и психологическим дисциплинам используются наблюдения, сделанные в школе, анализируется интересный педагогический опыт, обсуждаются сложные педагогические ситуации.
Педагогический дневник является обязательным документом учебной/производственной практики. Он проверяется руководителем группы, может просматриваться преподавателем педагогики. Состояние педагогических дневников учитывается при выставлении зачетов и оценок за учебную/производственную практику.
Оформление:
- Титульный лист (фамилия, имя студента, специальность, группа, фамилия, имя, отчество методиста);
- Задачи практики;
- Паспорт образовательного учреждения (список класса, расписание занятий, звонков);
- План-сетка;
- Содержание и анализ занятий;
- Задания на практике (протоколы наблюдений за учащимися, анализ планов воспитательной работы учителей и т.д.).
Примерная схема конспекта внеурочного занятия
- Тема внеурочного занятия.
- Воспитательно-образовательные задачи данного вида занятий с учащимися.
- План проведения внеурочного занятия.
- Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).
- Используемая наглядность и ИКТ.
- Список использованной литературы.
Примерная схема психолого-педагогического анализа внеурочного занятия.
- Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеурочного занятия.
- Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).
- Цели и задачи проводимой работы.
- Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование ИКТ). Влияние подготовки делу на сплочение учащихся.
- Содержание и методика проведения занятия:
- соответствие содержания занятия поставленной цели;
- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
- эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;
- приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
- связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.
- Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.
- Педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения).
Схема анализа занятия кружкового занятия
- Тема занятия и ее место в общем плане работы кружка.
- Воспитательно-образовательные задачи, научность, связь с учебным материалом и современностью.
- Подготовка к занятию.
- Своевременно ли она началась?
- Кто принял участие в работе и как были распределены поручения?
- В чем проявилась активность и самостоятельность кружковцев? Как они оформили место проведения занятия?
- Какую помощь оказывали учителя, родители?
- Форма и методы проведения занятия (сообщения учащихся или преподавателя, конференция, экскурсия, вечер, диспут, беседа и т. д.).
- Ход работы:
- Было ли начало занятия организованным? Присутствовали ли все члены кружка?
- Кто открывал и вел занятие?
- Обсуждалась ли программа работы, вносились ли в нее изменения?
- Были ли внимательны и активны члены кружка (сколько человек принимало участие в работе, какие они задавали вопросы, делали дополнения, критические замечания)?
- В какой форме были подведены итоги занятия? 6. Заключение.
- Достигнута ли цель работы?
- Какие знания, умения и навыки закрепили и приобрели ребята?
- Какова роль руководителя кружка? Сумел ли он направить занятие, не подавляя инициативы и самостоятельности кружковцев?
- Понравилось ли занятие самим детям? На основании чего можно сделать то или иное заключение об этом?
- Какие ошибки были замечены и должны быть учтены в дальнейшем?
|