Версия для слабовидящих
Поверь в себя (стихи Юрия Бернадского, музыка Игоря Малинина, исполняет Анатолий Соболев)

Цитата дня:

Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. Катон Старший

Фото недели

Фото недели

Студенты 101, 121 и 301 групп приняли участие в акции "Диктант Победы"

Об употреблении некоторых глаголов
Панова Нина Егоровна

В предложении глагольное слово обычно является самым информативным, это смысловой центр фразы. Поэтому нам надо освобождаться от распространенных недочетов в употреблении отдельных глагольных форм.

Нередко слышим: «Дождик так и сыпет», «Мороз щипет щеки» (надо: сыплет, щиплет), «Так жарко! Спотел я» (а надо вспотел); «Чайник скипел…» (правильно: вскипел), порезать хлеб (правильно нарезать).

В устном общении нежелательны глагольные образования с приставкой «за»: зачитать (отрывок, цитату), захоронить, зафотографировать (они характерны для официально-бюрократического стиля). Лучше: прочитать, похоронить, сфотографировать.

Нередко еще говорят: «Они не хочут этого», «Не хотишь – не бери». Забывается школьное правило о разносклоняемом глаголе хотеть, которое можно запомнить и по чисто формальному признаку: в формах ед. числа – буква «Ч» (хочу, хочешь, хочет), а в форме мн. числа – буква «Т» (хотим, хотите, хотят).

Возникшие в профессиональной среде образования «обилетить» (продать билеты), «окабелить» (провести кабель, каблировать), «озадачить» (дать коллективу задачу) не получили всеобщего признания, не одобряются образованными людьми.

«Не беспокойтесь, - говорит заботливый начальник (руководитель), - я подошлю к вам помощника (машину к дому)». Но русская речевая привычка требует глагол «подослать» сочетать со словами, отражающими отрицательную характеристику: «подослать убийцу, шпиона».

«Днями подъеду к вам, Иван Иванович», - роняет какой-нибудь общественный деятель. А почему просто по-русски не сказать: «На днях приеду (зайду, заскочу) к вам…»

В общении любого типа не желательны так называемые «пустые» глаголы:

Осуществлять наблюдения, проверку (наблюдать, проверять); производить стрижку, прием в институт, обработку (= стричь, принимать, обрабатывать); подвергать контролю (контролировать); произошло снижение успеваемости (успеваемость снизилась).

 
Адрес:
НСО г.Карасук ул.Фрунзе 89
Телефон:
8 (383 55) 21 544
Факс:
8 (383 55) 21 544
e-mail:
ped_kar@edu54.ru
Администрация сайта:
Кривушева О.М.
 
Министерство просвещения Российской Федерации.
Министерство науки и высшего образования РФ
Министерство образования Новосибирской области
Федеральный портал «Российское образование».
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Valid XHTML 1.0 Transitional
Официальный сайт ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж».
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
© ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж», 2010 — 2024.