Версия для слабовидящих
Поверь в себя (стихи Юрия Бернадского, музыка Игоря Малинина, исполняет Анатолий Соболев)

Цитата дня:

Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. Катон Старший

Фото недели

Фото недели

Студенты 101, 121 и 301 групп приняли участие в акции "Диктант Победы"

Математическая подготовка студентов педагогического колледжа в условиях реализации ФГОС НОО
Лобанова Людмила Андреевна

Приоритетом современного начального общего образования в связи с введением в школах России ФГОС становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности. Уровень их освоения в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Поэтому перед преподавателями педагогического колледжа возникли проблемы в подготовке молодых специалистов, способных реализовать требования, связанные с введением ФГОС НОО. Одной из них является проблема: как планировать работу на уроках математики по достижению новых образовательных результатов? Какие существуют педагогические технологии, помогающие организовать эту деятельность? Актуальность данной проблемы очевидна и подтверждается тем, что практически во всех нормативных документах, методических пособиях для учителя по реализации ФГОС НОО поднимаются эти вопросы [1-7].

Изучение теоретических основ ряда педагогических технологий [1,2,4,7] показало, что одним из эффективных средств формирования общеучебных умений и навыков младшего школьника на уроках математики в условиях наших базовых школ является технология - «Проблемный диалог».

Проблемно-диалоговое обучение – это процесс обучения, в который включена система проблемных ситуаций и который обеспечивает усвоение знаний и способов действий посредством диалога субъектов образовательного процесса [4]. Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.)[1]. Теоретическую основу проблемно-диалогового обучения разработали А.М.Матюшкин, Е.Л.Мельникова, Г.А. Цукерман [6]. И если проблемный подход в методике преподавания математики считается уже традиционным, то диалоговое обучение, чаще применяется для изучения предметов гуманитарного цикла. Но, наблюдения показывают, что содержание тем школьного курса математики открывает большие возможности для применения на этих уроках методов диалогового обучения как одного из важнейших способов формирования общеучебных умений и навыков младшего школьника. Диалог позволяет учащемуся быть не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания. Неоспоримым достоинством диалога является и то, что он побуждает обучающихся отстаивать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, приучает их к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога.

Вот почему использование сочетания этих технологий – проблемно-диалогового обучения – в практике преподавания математики имеет явное преимущество в создании условий для реализации ФГОС НОО. Сегодня проблемно-диалоговая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны три звена: постановка учебной проблемы, поиск её решения и подведение итога деятельности. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Подведение итогов – рефлексия своей деятельности. Постановку проблемы, поиск решения и подведения итога ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивая формирование умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД — познавательных и коммуникативных, дающих возможность извлекать информацию, делать логические выводы.

Поэтому в настоящее время важную роль в подготовке учителя начальной школы по преподаванию математики отводим овладению студентом образовательной технологией «Проблемный диалог». Опыт работы показывает, что даже тем студентам, которые имеют достаточно хорошую математическую подготовку, знают психологию, педагогику, методику обучения предмету, сложно самостоятельно использовать указанную технологию в практике обучения младших школьников. Эти сложности связаны с подбором системы заданий (действий), направленных на создание проблемной ситуации, поиск её решения. Кроме этого студент испытывает затруднения в построении диалога, который обеспечивает принятие учебной задачи младшими школьниками и активизирует их мыслительную деятельность.

Одним из путей решения этих проблем, в части построения диалога и подбора системы заданий, мы видим в обучении студентов проектированию проблемно-диалогических уроков в рамках данной образовательной технологии. При их разработке предлагается использовать краткую памятку. Она представляет собой пошаговый алгоритм проектирования урока (создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, версии, актуализация имеющихся знаний, поиск решения, открытия нового знания, выражение решения, применение нового знания).

В ходе практики пробных уроков, которая проходила в гимназии №1 г. Карасука, были проведены проблемно-диалогические уроки для учащихся1-4 классов. Конструирование уроков представляет пошаговый алгоритм в соответствии с технологией. Анализ уроков показал, что внедрение инновационной технологии проблемно-диалогового обучения в структуру уроков математики начальной школы помогают учителю привлечь ребят к непосредственному участию в решении учебной проблемы, повысить познавательный интерес. Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы. Решение проблемы требует включения творческого мышления, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, умственные способности учащихся, креативное мышление, самостоятельность, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Эта технология позволяет формировать УУД. Студент, организуя деятельность младшего школьника на уроке математики по технологии проблемно-диалогового обучения, приобретает опыт, умения, направленные на формирование универсальных учебных действий младшего школьника. Мы убедились в том, что развивает и формирует ученика не только знание, но и технология его приобретения. В помощь студентам и учителям составлен методический материал, способствующий применению проблемно-диалогической технологии на уроках математики в начальной школе.

Таким образом, решается проблема подготовки студента к работе в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.

2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.;

3. Примерная основная образовательная программа 2100./Науч. ред. Д.И. Фельдштейн/ М.: Баласс, 2011

4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя – М.: Просвещение,1991.

6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении - Томск, «Пелинг», 1993

7. интернет ресурсы:

www.school2100.ru;

http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11;

nsportal.ru›…problemno-dialogicheskogo-obucheniya

 
Адрес:
НСО г.Карасук ул.Фрунзе 89
Телефон:
8 (383 55) 21 544
Факс:
8 (383 55) 21 544
e-mail:
ped_kar@edu54.ru
Администрация сайта:
Кривушева О.М.
 
Министерство просвещения Российской Федерации.
Министерство науки и высшего образования РФ
Министерство образования Новосибирской области
Федеральный портал «Российское образование».
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Valid XHTML 1.0 Transitional
Официальный сайт ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж».
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
© ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж», 2010 — 2024.