Версия для слабовидящих
Поверь в себя (стихи Юрия Бернадского, музыка Игоря Малинина, исполняет Анатолий Соболев)

Цитата дня:

Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. Катон Старший

Фото недели

Фото недели

Студенты 101, 121 и 301 групп приняли участие в акции "Диктант Победы"

Методические приемы обучения младших школьников решению задач разными способами
Лобанова Людмила Андреевна

В стандарте, в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике, одним из требований является умение решать текстовые задачи.

Одну и ту же задачу можно решить разными способами. Решение задач разными способами имеет важное методическое значение и представляет большие возможности для совершенствования процесса обучения математике.

Поиск различных способов решения задачи:

  • один из эффективных путей реализации дидактических принципов сознательности и активности усвоения учебного материала;
  • способствует формированию и развитию гибкости мышления, развитию не только интеллекта, но и ряда нравственных качеств, во многом определяет мировоззрение школьника.
  • направлен и на эстетическое воспитание учащихся. Именно здесь школьники учатся самостоятельно находить более простые и красивые решения задач, начинают видеть взаимосвязь всех частей математики, а значит, и красоту этой науки.

Решение задач разными способами вполне естественно вписывается в процесс проведения урока. Мы составили систему различных методических приёмов, позволяющих показать учащимся разные способы решения задачи на уроке в начальной школе:

  • пояснение готовых способов решения задачи;
  • разъяснение плана решения задачи;
  • соотнесение пояснения с решением задачи;
  • продолжение начатых вариантов решения задачи;
  • нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных;
  • использование записи-подсказки;
  • заполнение схемы выражений, записанных по данной задаче.

Рассмотрим каждый из приемов на конкретной задаче: «На двух полках 12 книг, на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?»

Модель к задаче:

Модель к задаче

Первый прием - пояснение готовых способов решения.

Например, по предложенной выше задаче можно дать задание обосновать смысл  действий в каждом из 9 способов.Учитель предлагает возможные способы решения  задачи. Учащиеся поясняют каждое арифметическое действие.

1 способ
1) 12-2=10 (кн.)
2) 10:2=5 (кн.)
3) 5+2=7 (кн.)
2 способ
1) 12-2=10 (кн.)
2) 10:2=5 (кн.)
3) 12-5=7 (кн.)
3 способ
1) 12+2=14 (кн.)
2) 14:2=7 (кн.)
3) 12-5=7 (кн.)
4 способ
1) 12+2=14 (кн.)
2) 14:2=7 (кн.)
3) 7-2 =5 (кн.)

5 способ
1) 12:2=6 (кн.)
2) 2:2=1 (кн.)
3) 6-1=5 (кн.)
4) 12-5=7 (кн.)
6 способ
1) 12:2=6 (кн.)
2) 2:2=1 (кн.)
3) 6-1=5 (кн.)
4) 6+1=7 (кн.)
7 способ
1) 12:2=6 (кн.)
2) 2:2=1 (кн.)
3) 6-1=5 (кн.)
4) 5+2=7 (кн.)
8 способ
1) 12:2=6 (кн.)
2) 2:2=1 (кн.)
3) 6+1=7 (кн.)
4) 12-7=5 (кн.)
9 способ
1) 12:2=6 (кн.)
2) 2:2=1 (кн.)
3) 6+1=7 (кн.)
4) 7-2=5 (кн.)

Второй прием – разъяснение плана решения задачи.

Учащимся предлагаются планы решения в различных формах: повелительной, вопросительной и т.д. На основе плана решения необходимо составить арифметические действия к каждому способу.

Третий прием – прием соотнесения пояснения с решением.

Учащимся предлагаются несколько планов и способов решения. Нужно сопоставить план и способ решения. Желательно, чтобы количество арифметических действий в каждом способе было одинаковое.

1 способ
1) книги  первой полки, взятые 2 раза
2) книги на первой полке
3) книги на второй полке
2 способ
1) книги второй полки, взятые 2 раза
2) книги на второй полке
3) книги на первой полке
1 способ
1)12+2=14 (кн.)
2)14:2=7 (кн.)
3)7-2=5 (кн.)
2 способ
1) 12-2=10 (кн.)
2) 10:2=5 (кн.)
3) 12-5=7 (кн.)
3 способ
1) 12+2=14 (кн.)
2) 14:2=7 (кн.)
3) 12-7=5 (кн.)
4 способ
1) 12-2=10 (кн.)
2) 10:2=5 (кн.)
3) 5+2=7 (кн.)

Четвертый прием - продолжение начатого способа решения.

Учащимся предлагается часть решения задачи, которую они должны пояснить, затем самосто¬ятельно дополнить вариант суждения.

Пятый прием – нахождение «ложного» способа решения.

Предлагаются различные математические записи без пояснения арифметических действий, так как возможны варианты, где в ответе на требование задачи численные значения совпадают, а поясне¬ния к ним - различны. Учащиеся должны найти неверное решение и доказать, что оно ложно.

Шестой приём – решение задачи с использованием записи-подсказки.

1 способ:

1) …-…=… (кн.) – удвоенные книги первой полки
2) … : …=… (кн.) - книги на первой полке
3) …+…=… (кн.) – книги на второй полке

Остальные  способы аналогично

Седьмой приём - заполнение схемы выражений, записанных по данной задаче.

Учащимся предлагается заполнить схемы выражений, записанных к данной задаче.

Первая схема
(…-…) : …=…
(…-…) : …+…=…
Вторая схема
(…+…) : …=…
(…-…) : …-…=…
Третья схема
(… : …)-(… : …)=…
(… : …)+(… : …)=…

Решение задач разными способами включает учащихся в поисковую деятельность, тем самым создаёт условия для  развития их мышления. Это помогает учащимся  структурировать данные (ситуацию), выяснять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, что создает условия для формирования математической компетентности учащегося, которая дает возможность  адекватного применения математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. А это соответствует требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

«Лучше решить одну  задачу несколькими способами, чем несколько задач – одним».  Д.Пойа

Литература:

1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2007

2. Дроботенко Н.М. Нестандартный урок математики по теме «Решение задач разными способами. Закрепление».// Начальная школа. – 2005. – №1. с.58.

3. Кожухов С.К., Кожухова С.А. О методической целесообразности решения задач разными способами. // Математика в школе. – 2010. - №3 с.42

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

 

Комментарии  

 
0 #4 самообразованиеАльбина 19.05.2018 01:56
Спасибо!!!!
 
 
+5 #3 математиканастя 10.11.2016 21:43
Неудачно то, что нельзя копировать с сайта
 
 
+4 #2 благодарностьчечена 28.08.2015 12:03
большое спасибо
 
 
+10 #1 RE: Методические приемы обучения младших школьников решению задач разными способамиЛариса Максимова 13.03.2013 21:26
Спасибо за подробное и ясное описание приемов решения задач. Все четко и ясно, без "воды"!
 
Адрес:
НСО г.Карасук ул.Фрунзе 89
Телефон:
8 (383 55) 21 544
Факс:
8 (383 55) 21 544
e-mail:
ped_kar@edu54.ru
Администрация сайта:
Кривушева О.М.
 
Министерство просвещения Российской Федерации.
Министерство науки и высшего образования РФ
Министерство образования Новосибирской области
Федеральный портал «Российское образование».
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Valid XHTML 1.0 Transitional
Официальный сайт ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж».
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
© ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж», 2010 — 2024.