Версия для слабовидящих
Поверь в себя (стихи Юрия Бернадского, музыка Игоря Малинина, исполняет Анатолий Соболев)

Цитата дня:

Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. Катон Старший

Фото недели

Фото недели

Студенты и преподаватели Карасукского педагогического колледжа вновь стали дважды победителями легкоатлетической эстафеты в День Победы!

Программа коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ

Пояснительная записка

Целевое назначение программы:

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении образовательной программы.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  1. выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  2. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк);
  3. возможность освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы.

Цель программы:

Создание системы комплексной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает модель интегрированного образования, т.е. обучение студентов с ОВЗ в одной группе со студентами, не имеющими нарушений развития. Обучения студентов с ОВЗ осуществляется в общеобразовательной группе по общей образовательной программе.

Задачи программы:

  1. Определение особых образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
  2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории студентов в соответствии с индивидуальными особенностями каждого студента, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
  3. Создание условий, способствующих освоению студентами с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
  4. Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).
  5. Разработка и реализация индивидуальных планов работы, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для студентов с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой педагога, педагога - психолога, логопеда.
  6. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.
  7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) студентов с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы

Определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов студента. Принцип определяет позицию специалистов, которые призваны решать проблему студента с максимальной пользой и в интересах студента.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений людей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем студента; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует студенту и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) людей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы.

Направления работы:

Деятельность колледжа по организации профессионального образования студентов с ОВЗ включает:

  • Создание безбарьерной образовательной среды — обеспечение беспрепятственного доступа студентов с ОВЗ в колледж, а также обеспечение организации образовательного процесса студентов с ОВЗ специальными средствами (архитектурная доступность, материально-техническое оснащение учебного процесса, с учетом особых образовательных потребностей);
  • Формирование комфортной психологической среды, позволяющей студенту с ОВЗ комфортно чувствовать себя в организационно-педагогических условиях колледжа;
  • Доступ студентов с ОВЗ к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;
  • Коррекция поведения студентов с ОВЗ и студентов с нормальным развитием в условиях колледжа;
  • Обеспечение доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание и этапы реализации. Последовательность этапов создает необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Направление, сроки

Содержание

Ответственные

Результат

1

2

3

4

1. Диагности­ческая работа

сентябрь – октябрь

1. Выявление сту­ден­тов, нужда­ющихся в специ­али­зированной помощи (доведение до сведения студен­тов групп нового набора о возмож­ности создания условий специали­зированной по­мощи. Написание студен­тами заявления, если есть такая потребность);

Адми­нистра­ция

Оценка контин­гента обуча­ющихся, опре­деление специ­фики образова­тельных потреб­ностей.

Оценка образо­вательной среды с целью соответ­ствия требова­ниям програм­мно-технической и кадровой базы учреждения.

2. Ранняя (с первых дней пребывания студента в образо­вательном учреж­дении) диагностика причин трудности адаптации;

Педагог-психолог

3. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;

Кл. руководи­тель, зам. директора по ВР

4. Изучение адаптив­ных возможностей и уровня социализации студента с ОВЗ.

Кл. руководи­тель, педагог-психолог, зам. директора по УР и ВР

2. Коррек­ционно-разви­вающая ра­бота

Ноябрь – май

1. Выбор оптимальных для развития студента с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответ­ствии с его особыми образовательными потребностями;

 

Педагог-психолог, преподаватели

Особым образом организованный образовательный процесс и про­цесс специаль­ного сопровож­дения студентов с ограничен­ными возмож­ностями здо­ровья при специ­ально созданных

2. Организация и проведение индиви­дуальных и групповых коррекционно-разви­вающих занятий, необходимых для преодоления нару­шений развития и трудностей обучения;

Педагог-психолог, преподаватели, кл. руководи­тель

(вариативных) условиях обу­чения, воспи­тания, развития, социализации рассматриваемой категории.

3. Коррекция и разви­тие высших психи­ческих функций;

Педагог-психолог

4. Развитие эмоциона­льно-волевой сферы студента и психокор­рекцию его поведения;

Педагог-психолог, кл. руководитель

5. Социальная защита студента в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Кл. руково­дитель, зам. директора по ВР

3. Консульта­тивная работа

в течение года

1. Выработка совмест­ных обоснованных рекомендаций по основным направле­ниям работы с обуча­ющимися с ОВЗ, единых для всех участников образова­тельного процесса;

Педагог-психолог, преподаватели, зам. директора по УР и ВР

Констатация соответствия созданных усло­вий и выбран­ных коррекцион­но-развивающих и образователь­ных программ особым образо­вательным потребностям.

2. Консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучаю­щимися с ОВЗ;

Педагог-психолог, зам. директора по УР и ВР

3. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекцион­ного обучения сту­дента с ОВЗ.

Педагог-психолог

4. Информа­ционно-прос­ветительская работа

в течение года

1. Повышение просве­щенности всех участ­ников образова­тельного процесса, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укрепление уважения прав и достоинства инвалидов;

Педагог-психолог, зам. по ВР, кл. руководитель

Высокий уро­вень просвещен­ности в вопросах инвалидности

2. Борьба со стерео­типами, предрас­судками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принад­лежности и возраста, во всех сферах жизни;

Педагог-психолог, зам. по ВР, кл. руководитель

3. Развертывание и ведение эффективных общественно-просве­тительных кампаний;

Педагог-психолог, зам. по ВР, кл. руководитель

4. Воспитание уважи­тельного отношения к правам инвалидов.

 

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение студентов с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

  • Комплексность в определении и решении проблем студента, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов различного профиля;
  • Многоаспектный анализ личностного и познавательного развития студента;
  • Составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер.

Работу индивидуального сопровождения осуществляет психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) учреждения. ПМПк — это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия преподавателей, педагога-психолога, медицинских работников и администрации для решения задач адресной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся. ПМПк предоставляет многопрофильную помощь студенту и его родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, социализацией студентов с ОВЗ.

Специалисты ПМПк обследуют студентов, испытывающих трудности в обучении и адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (незрелость эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность, нарушения в развитии речи, низкая познавательная активность, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, аффектные состояния, низкий уровень учебной мотивации, недоразвитие отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, нарушения моторики).

Студенту, его родителям (законным представителям) в каждом отдельном случае оказывается индивидуальная помощь. Индивидуальное обследование студентов и проведение коррекционной работы специалистами социально-психологической службы осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора, который заключается с каждым родителем.

Каждому студенту назначается группа сопровождения специалистов, результаты работы которой обсуждаются на заседании ПМПк. Педагоги выстраивают процесс обучения, опираясь на резервные возможности обучающегося, с учетом его индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов: психолога, медиков. Коррекционно-развивающая работа выстраивается в групповых и индивидуальных формах по коррекции отдельных нарушений у обучающихся.

Каждым специалистом на основании проведенных обследований, составляется план коррекционных мероприятий по устранению выявленных недостатков.

ПМПк является средством профилактики, выявления, коррекции и динамического наблюдения за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Консилиум благоприятствует взаимодействию медиков, педагогов, социальных работников и психологов, что обогащает их знания, способствует скоординированности деятельности, а, следовательно, и повышению качества реабилитационных и развивающих мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также работу с педагогами и родителями (законными представителями) как участниками учебно-воспитательного процесса (семинары для родителей, консультации, выступления на родительских собраниях, педагогических советах, выпуск информационных буклетов, размещение рекомендаций на сайте и т.д.).

Эффективность реализуемой образовательной модели подтверждают внутренний мониторинг, отзывы родителей (законных представителей), сведения педагогов и специалистов ПМПк о динамике в развитии обучающихся.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в колледже определяются образовательной программой той группы, в которую зачислен студент. Программа при необходимости может быть адаптированной, а для инвалидов адаптированная программа разрабатывается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа разрабатывается при наличии заявления со стороны студента (родителей, законных представителей) и медицинских показаний.

Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Колледжем создаются специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, предоставление услуг педагога-психолога оказывающего обучающимся необходимую помощь в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищённости обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.

Выбор мест прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом требований их доступности.

При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимися, имеющим инвалидность, профессиональная образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Блок-схема

В результате выполнения всей программы коррекционной работы будут достигнуты соответствующие планируемые результаты.

Планируемый результат:

  • Предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок обучающихся с ОВЗ.
  • Разработан механизм взаимодействия и реализации коррекционных мероприятий педагогов и других специалистов в области коррекционной педагогики.
  • Создана система комплексного (психолого-педагогического) сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса.
  • Объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки обучающимися с ОВЗ;
  • Развитие системы отношений в направлении педагог — обучающийся — родитель — специалисты.

Освоение обучающимися с ОВЗ образовательной программы.

 
Адрес:
НСО г.Карасук ул.Фрунзе 89
Телефон:
8 (383 55) 21 544
Факс:
8 (383 55) 21 544
e-mail:
ped_kar@edu54.ru
Администрация сайта:
Кривушева О.М.
 
Министерство просвещения Российской Федерации.
Министерство науки и высшего образования РФ
Министерство образования Новосибирской области
Федеральный портал «Российское образование».
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Valid XHTML 1.0 Transitional
Официальный сайт ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж».
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
© ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж», 2010 — 2024.