Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит.
Катон Старший
Студенты и преподаватели Карасукского педагогического колледжа вновь стали дважды победителями легкоатлетической эстафеты в День Победы!
Программа коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ |
Пояснительная запискаЦелевое назначение программы:Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении образовательной программы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Программа коррекционной работы обеспечивает:
Цель программы:Создание системы комплексной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы предусматривает модель интегрированного образования, т.е. обучение студентов с ОВЗ в одной группе со студентами, не имеющими нарушений развития. Обучения студентов с ОВЗ осуществляется в общеобразовательной группе по общей образовательной программе. Задачи программы:
Содержание программы коррекционной работыОпределяют следующие принципы:Соблюдение интересов студента. Принцип определяет позицию специалистов, которые призваны решать проблему студента с максимальной пользой и в интересах студента. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений людей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем студента; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует студенту и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) людей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы. Направления работы:Деятельность колледжа по организации профессионального образования студентов с ОВЗ включает:
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание и этапы реализации. Последовательность этапов создает необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Механизм реализации программыОдним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение студентов с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
Работу индивидуального сопровождения осуществляет психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) учреждения. ПМПк — это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия преподавателей, педагога-психолога, медицинских работников и администрации для решения задач адресной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся. ПМПк предоставляет многопрофильную помощь студенту и его родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, социализацией студентов с ОВЗ. Специалисты ПМПк обследуют студентов, испытывающих трудности в обучении и адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (незрелость эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность, нарушения в развитии речи, низкая познавательная активность, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, аффектные состояния, низкий уровень учебной мотивации, недоразвитие отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, нарушения моторики). Студенту, его родителям (законным представителям) в каждом отдельном случае оказывается индивидуальная помощь. Индивидуальное обследование студентов и проведение коррекционной работы специалистами социально-психологической службы осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора, который заключается с каждым родителем. Каждому студенту назначается группа сопровождения специалистов, результаты работы которой обсуждаются на заседании ПМПк. Педагоги выстраивают процесс обучения, опираясь на резервные возможности обучающегося, с учетом его индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов: психолога, медиков. Коррекционно-развивающая работа выстраивается в групповых и индивидуальных формах по коррекции отдельных нарушений у обучающихся. Каждым специалистом на основании проведенных обследований, составляется план коррекционных мероприятий по устранению выявленных недостатков. ПМПк является средством профилактики, выявления, коррекции и динамического наблюдения за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Консилиум благоприятствует взаимодействию медиков, педагогов, социальных работников и психологов, что обогащает их знания, способствует скоординированности деятельности, а, следовательно, и повышению качества реабилитационных и развивающих мероприятий. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также работу с педагогами и родителями (законными представителями) как участниками учебно-воспитательного процесса (семинары для родителей, консультации, выступления на родительских собраниях, педагогических советах, выпуск информационных буклетов, размещение рекомендаций на сайте и т.д.). Эффективность реализуемой образовательной модели подтверждают внутренний мониторинг, отзывы родителей (законных представителей), сведения педагогов и специалистов ПМПк о динамике в развитии обучающихся. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.Содержание профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в колледже определяются образовательной программой той группы, в которую зачислен студент. Программа при необходимости может быть адаптированной, а для инвалидов адаптированная программа разрабатывается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа разрабатывается при наличии заявления со стороны студента (родителей, законных представителей) и медицинских показаний. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Колледжем создаются специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, предоставление услуг педагога-психолога оказывающего обучающимся необходимую помощь в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищённости обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья. Выбор мест прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом требований их доступности.При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимися, имеющим инвалидность, профессиональная образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗВ результате выполнения всей программы коррекционной работы будут достигнуты соответствующие планируемые результаты. Планируемый результат:
Освоение обучающимися с ОВЗ образовательной программы. |